Аанализ воспитательной работы за 2013-2014

                 Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год

В  школе  воспитательная работа осуществлялась  на основании   плана  воспитательной работы  школы на учебный год, планов воспитательной работы классных руководителей, воспитателей.

Приоритетными направлениями  воспитательной работы на 2013-2014 учебный год были:

 

Направление воспитательной работы

Задачи работы по данному направлению

Система профилактики правонарушений и преступлений

1) Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.2) Устранение причин отклонений в поведении школьника:

Гражданско-патриотическое воспитание

1)    Формировать у учащихся любовь к Родине, Отечеству, гордость за героическое прошлое страны, подвиги предков,2)    Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство.3)    Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества,  малой Родины.

Художественно-эстетическое

воспитание

1)    Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности.2)    Создание условий для развития у учащихся творческих способностей.

Экологическое воспитание

1)    Изучение учащимися природы и истории родного края.2)    Формировать правильное отношение к окружающей среде.3)    Проведение природоохранных акций.

Физкультурно-оздоровительное воспитание

1)    Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.2)    Популяризация занятий физической культурой и спортом.3)    Пропаганда здорового образа жизни

«Основы безопасности»

1)       Работу с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице и  в транспорте;2)       проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;3)       сотрудничество с другими учреждениями  по организации помощи в проведении работы, по обучению  правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Социализация и воспитание правовой культуры

 1) Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и нормативным правом,2)Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе.3)Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки,4)Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям,

5)Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту.

6)Знать основополагающие документы по правам ребенка.

Работа кружков и спортивных секций

1)    Сохранение традиционно работающих кружков и секций;2)    Контроль за работой кружков и секций;3)    Увеличение сети кружков и секций.

Контроль за воспитательным процессом

1)    Выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением.

 

Проверка планов воспитательной работы позволила сделать выводы:

большинство планов являются перспективными, они были направлены как на отдельного ученика, так и на весь коллектив в целом. При составлении планов воспитательной работы классные руководители и воспитатели использовали  новые подходы в планировании работы с классом, основанные на анализе воспитательной деятельности в классе с позиций личностно-ориентированного подхода. Классные руководители и воспитатели определили несколько направлений в работе с классным коллективом:

— внешкольная и внеклассная работа;

— профилактическая работа;

— здоровьесберегающая деятельность;

— работа с семьей;

— дополнительное образование учащихся;

— индивидуальная работа с учащимися.

Анализ и изучение работы классных руководителей и воспитателей с классным коллективом показал, что деятельность большинства классных коллективов была направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач.

В течение всего учебного года классные руководители и воспитатели  организовывали  внеклассные мероприятия, проводили  профилактическую работу с учащимися и родителями.

В профилактической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, воспитатели, социальный педагог, школьный психолог, родители, педагоги дополнительного образования.

Помимо профилактической работы, в школе отлажена  система реагирования на асоциальное поведение учащихся. Она строилась на принципах выявления причин  асоциального поведения и устранения условий для рецидивов.       Система профилактики правонарушений и преступлений  включает в себя следующие компоненты:

1. Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.

2. Устранение причин отклонений в поведении школьника:

— изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

— вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;

— изменение условий семейного воспитания.

В течение учебного года особое внимание уделялось работе по профилактике и предупреждению правонарушений среди подростков. Деятельность школы в указанном направлении осуществляется в соответствии с планами правового воспитания, важными элементами которого являются соединение воспитательных усилий педколлектива, специалистов, медицинских работников и других. В работе общешкольных родительских собраний приняли участие сотрудники ОПДН, медицинские работники ЦРБ. Особое внимание в плане профилактики уделяется индивидуальной работе с родителями, с малообеспеченными семьями, с опекунами. Систематически члены ШВР выезжали по месту жительства к воспитанникам требующим особого внимания и заботы. Наиболее активно в этом направлении работали  социальный педагог —  А.Д,Пищальникова, классные руководители, воспитатели.

Все классные руководители и воспитатели  взаимодействовали  с родителями.

Можно сделать вывод, что работа с трудными детьми ведётся постоянно.

Гражданско-патриотическое воспитание — одно из основных направлений воспитательной работы школы, целью которого является формирование гражданско — патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край.

 Для реализации были поставлены следующие задачи: 

-формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

— изучение истории и культуры Отечества и родного края;

-физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

-воспитание отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам.

Реализация программы осуществлялась  через  внеклассные мероприятия:

— акция «Герои живут рядом» (участие принимали все классы) наиболее активными в этой акции были учащиеся  9-10 класса. Классные руководители: Гусакова Валентина Васильевна, Кравченко Марина Алексеевна, воспитатели: Кравченко Земфира Султановна, Фортуна Снежана Ивановна, Шелестова Ирина Михайловна. Учащиеся помогали ветеранам на приусадебных участках, убирали Обелиск в центре поселка.

— КТД «Я гражданин России, я уроженец Кубани» (участие принимали все классы). Наиболее активными  в проведении этого мероприятия были учащиеся 8 класса. Классный руководитель Суворова Татьяна Николаевна, воспитатель Рассказова Ирина Николаевна.

— конкурс чтецов «Святыни Родины моей» (участие принимали 5-10 классы). Особенно активными были учащиеся 7 и 9 класса. Классный руководитель: Романенко Татьяна  Михайловна, Гусакова  Валентина Васильевна, воспитатели: Кравченко Земфира Султановна, Ребенок Татьяна Алексеевна, Харитонова Елена Ивановна.

Формированию чувства сопричастности к историческим событиям способствовали  тематические классные часы.

Идея патриотизма имеет отражение в ряде мероприятий, включенных в «Традиционный календарь школьных мероприятий».

Социализация и воспитание правовой культуры.     Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.   В течение года работал родительский лекторий, проведены классные и  общешкольные родительские собрания:

« Воспитание гражданина в семье».

«Семья сегодня в восприятии подростка».

« Меры наказания и поощрения в современных семьях»

« Роль семьи в современном обществе»

« Как воспитать толерантного человека»

« Почему наши дети лгут»

« Возрастные особенности подростка»

« Дороги, которые выбирают наши дети»

« Телевизор и дети»

« Школа будущего»

« Ваш ребёнок – выпускник»

Профориентационная работа в образовательном учреждении проводилась с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредствам популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

1.Классные часы:

• « Мир профессий»: воспитатель Гладкова Светлана Геннадьевна;

• « Профессия и здоровье»: мед. сестра. Середова Нина Михайловна;

• « Стратегия выбора пофессии»: воспитатель Фортуна Снежана Ивановна;

2. Тематические тренинги.

• «Профессия-специальность»: воспитатель Шелестова Ирина Михайловна;

• « Интересы и склонности в выборе профессии»: воспитаталь Рассказова Ирина Николаевна;

• « Мир профессий»: классный руководитель Бут Людмила Александровна.

Работа кружков и спортивных секций.

В течение всего года учащиеся  были охвачены дополнительным образованием.

Основная задача системы дополнительного образования детей в школе, обеспечить самоопределение и самореализацию ребенка, оптимальное развитие его личности в соответствии со склонностями и способностями.

Дополнительное образование учащихся нашей школы представлено следующими кружками:

— декупаж — руководитель: Хоменко Марина Сергеевна;

— волшебный квилинг — руководитель: Коваленко Ольга Николаевна;

— соленое тесто – руководитель: Ребенок Татьяна Аллексеевна;

— футбол – руководитель: Кравченко Олег Анатольевич;

— развивающие компьютерные игры – руководитель: Ступина Валентина Прокопьевна;

— спортивный – руководитель: Долов Виктор Тобиевич;

— театральная студия – руководитель: Кочергина Юлия Николаевна, Дедова Елена Петровна;

— хореографический – руководитель: Кравченко Марина Алексеевна;

— хоровое пение – руководитель: Дедова Елена Петровна;

— талаш – руководитель: Курочкина Елена Владимировна;

— объемное моделирование – руководитель: Романенко Татьяна Михайловна.

 

Система дополнительного образования в нашей школе предоставляет возможность заниматься разным возрастным группам. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей.

Анализируя деятельность школьных кружков, можно отметить, что активно участвовали в школьных мероприятиях воспитанники вокального кружка  под руководством Дедовой Е.П. и воспитанники хореографического кружка  под руководством Кравченко М.С.

Были подготовлены и проведены замечательные школьные праздники: День Учителя, новогодний утренник, День Защитника Отечества и др.

Трудно переоценить роль физической культуры и спорта в физическом и нравственном воспитании человека. В нашей школе этой работе уделяется огромное внимание, спортивно-оздоровительное направление является одним из приоритетных в работе школы-интерната.

 

Воспитанники спортивных секций  под руководством  Долова В.Т и Кравченко О.А., показывают высокую результативность на зональных и краевых соревнованиях, являются победителями и призерами.

Учащиеся, стоящие на внутришкольном учёте были охвачены дополнительным образованием на 100%.

В целом цели и задачи по организации внеурочной деятельности выполнены.

        Основы безопасности.  В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, предотвращения несчастных случаев на льду, водоемах, вооружения учащихся необходимыми знаниями по охране жизни, в школе-интернате были составлены и внедрены:

–  План мероприятий  по профилактике травматизма, правилам безопасного поведения на дорогах:  «Безопасное колесо»

–  План мероприятий по проведению «Недели пожарной безопасности».

Во время этих мероприятий были проведены: встречи с учащимися и их родителями на тему: «Безопасность наших детей», тематические классные часы, интегрированные занятия «Твоя безопасность в твоих руках»: классный руководитель Суворова Татьяна Николаевна, проведены практикумы-тренинги, оформлены памятки, проведен конкурс рисунков «Осторожно, огонь!» (участие приняли все учащиеся школы).

        Экологическое воспитание.     Для расширения возможности познать свой родной край  в школе – интернате  организована работа кружка «Кубановедение»,  дети  изучают историю  малой Родины, герб, флаг страны и края. Знакомятся с традициями прошлого и настоящего. Все занятия проводились в соответствии с КТП, соответствовали  утвержденному расписанию.

Физкультурно-оздоровительное воспитание.  Привитие навыков здорового образа жизни, обеспечение объективной информацией о воздействии алкоголя, табака, ПАВ на организм человека – это профилактическая работа, направленная на предупреждение правонарушений у учащихся. Оформлены памятки «Что делать в критических ситуациях» (рекомендации); проведены специальные занятия «Береги свое здоровье» по пропаганде здорового образа жизни, воспитанию устойчивого негативного отношения воспитанников к вредным привычкам, «Влияние алкоголя и табака на детский организм»; собеседования с родителями на тему: «Как надо разговаривать с ребенком, чтобы повысить его самоуважение и помочь ему сказать «нет» табакокурению, алкоголю, наркотикам».

Воспитание здорового образа жизни у учащихся являлось   важнейшим звеном в системе воспитательной работы.  В этом году была проведена большая работа, которая способствует укреплению здоровья обучающихся, формированию у воспитанников потребности здорового образа жизни, формированию навыков личной и общественной гигиены, профилактике вредных привычек.

В  2013-2014 учебном году было проведено сорок три  общешкольных мероприятия. В ходе, которых рассматривались вопросы эстетического, нравственного, культурного направлений, подводились итоги. Все мероприятия проведены на хорошем методическом уровне.

Наблюдение и просмотр игровой деятельности  детей позволил сделать следующие выводы: в сюжетно-ролевых играх дети широко и творчески используют свои знания об окружающем мире, впечатления от просмотренных кинофильмов.   Герои литературных произведений не находят отражения в детских играх.

Широко в самостоятельной деятельности используются подвижные игры, игры с элементами соревнований находят особый отклик в душе каждого ребенка.

Однако необходимо отметить, что недостатки в воспитательном процессе, конечно же, есть. Нет системы в ведении диагностической работу по изучению детского коллектива для дальнейшего совершенствования воспитательной работы с детьми.

Анализ занятости детей позволил сделать вывод о том, что в школе низкий процент учащихся включенных в соуправленческую деятельность, степень организованности коллектива средняя. Не каждый ученик несет ответственность за классные и общешкольные дела, участвует в планировании, организации и проведении общешкольных, классных мероприятий.

Есть необходимость работать над повышением уровня воспитанности учащихся: как среднего звена, так и старших, формировать у детей основы культуры поведения. Еще не у всех учащихся сформировано чувство сознательной дисциплины, негативное влияние на отдельных учащихся оказывает социальная среда. Продолжает иметь место ряд правонарушений среди подростков. А это означает, что одной из главнейших задач воспитательной работы в новом учебном году должна стать работа, как с детьми, так и родителями по нравственному воспитанию.

Исходя из  анализа работы, основными целями и задачами на следующий учебный год являются:

ЗАДАЧИ НА 2014-2015год:

1.Создать условия для формирования гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции.

2. Создать условия для формирования потребности в здоровом образе жизни, интеллекта и самосознания.

3. Создать условия для взаимополезного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.

4. Развивать потребность в самореализации творческого потенциала заложенного в личности.

5. Прививать сознательное отношение к труду.

6.Проводить мониторинг уровня воспитанности учащихся  в конце учебного года.