Анализ воспитательной работы

Анализ воспитательной работы ГБСКОУ школы – интерната п.Ильского Краснодарского края за 2012-2013 учебный год.

В 2012-2013  учебном году организация воспитательной работы, в образовательном учреждении, была направлена на реализацию основной задачи специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида: здоровье сбережения  и подготовки обучающихся, воспитанников с ОВЗ к самостоятельной жизни и труду в современно информационном обществе.

В воспитательной работе следует обозначить планирование и реализацию   работы по  следующим содержательным блокам:

-гражданско-патриотическое,

-духовно-нравственное,

-физкультурно-спортивное,

-экологическое,

-правовое,

-трудовое,

-художественно-эстетическое.

Схема оформления рабочей программы по каждому направлению состоит из:

  1. Титульного листа планирования
  2. Пояснительной записки
  3. Таблица тематического распределения часов
  4. Разделы, темы и количество часов по каждой теме.

     Для расширения возможности познать свой родной край  в школе – интернате  организована работа кружка «Кубановедение»,  дети  изучают историю  малой Родины, герб, флаг страны и края. Знакомятся с традициями прошлого и настоящего. Все занятия проводились в соответствии с КТП, соответствовали  утвержденному расписанию.

 

Педагоги  грамотно планируют воспитательный процесс, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На основе плана  широко использует новинки  методической литературы, энциклопедические знания и материалы из интернета.

 

На своих занятиях педагоги Коваленко О.Н., Фортуна С.И., Ребенок Т.А., Курочкина Е.В.,  Рассказова И.Н., Шелестова  И.М., используют современные образовательные технологии, которые реализуют через разнообразные методики обучения и воспитания, методы контроля и управления процессом. Формы, методы и средства организации занятий  соответствуют возрасту, интересам и потребностям воспитанников. Все педагоги в ходе занятий  предусматривают и проводят физические минутки, расслабляющую гимнастику для рук и глаз.

Уровень проведения самоподготовки удовлетворителен,  и даже при отсутствии домашнего задания  воспитатель проводит занимательную математику, викторину с элементами соревнования, что повышает заинтересованность воспитанников в расширении базовых знаний по предмету.

Анализируя  трудовые умения и навыки детей, можно сделать вывод, что все дети имеют достаточно высокий уровень развития культурно-гигиенических навыков, самостоятельны  и организованны в самообслуживании, следят за своим внешним видом. Дети  имеют  оптимальный уровень знаний о значении и разнообразии труда взрослых. Дети с удовольствием дежурят по столовой, принимают активное участие при подготовке дидактического материала к занятиям, следят за порядком в спальне. Воспитанники с удовольствием трудятся в живом уголке.

Наблюдение и просмотр игровой деятельности  детей позволил сделать следующие выводы: в сюжетно-ролевых играх дети широко и творчески используют свои знания об окружающем мире, впечатления от просмотренных кинофильмов.   Герои литературных произведений не находят отражения в детских играх.

Дети способны совместно со сверстниками развертывать игру, согласовывать свой замысел с замыслами сверстников, у детей сформировано  умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих заранее. Некоторые дети не способны считаться с интересами других детей, справедливо решать возникшие споры. В игре дети используют все пространство игровой комнаты, а не только один центр, широко используют в игре  атрибуты, конструкторы, строительный материал, недостающие детали пытаются изготовить сами. Ребята самостоятельно распределяют роли, комментируют их исполнение другим участникам игры. Многие дети отслеживают поведение сверстников в общей игре и меняют свое поведение  в зависимости от  своего места в нем.

Широко в самостоятельной деятельности используются подвижные игры, игры с элементами соревнований находят особый отклик в душе каждого ребенка.

Главное внимание в организации воспитательной работы уделяется раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности ребенка. Качество работ, выполненных воспитанниками, под руководством педагогов значительно выросла, это отмечается не только в декоративно-прикладном творчестве, но и в хореографии и вокале. Уровень участия и самоконтроля со стороны детей позволил показать высокие и хорошие результаты на уровне краевых мероприятий. Необходимо отметить работу следующих педагогов, работающих с детьми: Фортуна С.И., Ребенок Т.А., Курочкина Е.В., Коваленко О.Н.

В школе-интернате созданы благоприятные условия для проявления творческих способностей воспитанников, организации реальных, доступных для детей видов творческой деятельности  и дающих конкретный результат.

Воспитание здорового образа жизни у учащихся является  важнейшим звеном в системе учебно-воспитательной работы.  В этом году была проведена большая работа, которая способствует укреплению здоровья обучающихся, формированию у воспитанников потребности здорового образа жизни, формированию навыков личной и общественной гигиены, профилактике вредных привычек.

В школе-интернате созданы все условия, способствующие реализации здоровьесберегающего воспитательного процесса. День начинается с утренней зарядки,  и  заканчивается водными – гигиеническими процедурами.

Ежедневно  проходит час здоровья или игр на свежем воздухе, во время которых воспитанники  играют в настольный теннис, подвижные игры на свежем воздухе и т.п.

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, предотвращения несчастных случаев на льду, водоемах, вооружения учащихся необходимыми знаниями по охране жизни, в школе-интернате были проведены:

— мероприятия  по профилактике травматизма, правилам безопасного поведения на дорогах:  «Безопасное колесо»

–   мероприятия по проведению «Недели пожарной безопасности».

Во время этих мероприятий были проведены: встречи с учащимися и их родителями на тему: «Безопасность наших детей», тематические классные часы, интегрированные занятия «Твоя безопасность в твоих руках», проведены практикумы-тренинги, оформлены памятки, проведен конкурс рисунков «Осторожно, огонь!».

Наличие ИПК в классах позволило воспитателям  проводить внеклассные мероприятия с использованием мультимедийного комплекса, системой в работе это стало для  Коваленко О.Н., Фортуна С.И., Ребенок Т.А., Курочкина Е.В.,  Рассказова И.Н., Шелестова И.М.

В течение учебного года особое внимание уделялось работе по профилактике и предупреждению правонарушений среди подростков. Деятельность школы в указанном направлении осуществляется в соответствии с планами правового воспитания, важными элементами которого являются соединение воспитательных усилий педагогического коллектива и привлечение специалистов правоохранительных органов, медицинских работников.

Особое внимание в плане профилактики уделяется индивидуальной работе с родителями, с малообеспеченными семьями, с опекунами. Систематически члены ШВР выезжали по месту жительства к воспитанникам требующим особого внимания и заботы.

Систематическая работа, направленная на формирование у учащихся правильного поведения в любой ситуации, на развитие коммуникативных функций, способствует выработке устойчивых навыков и привычек правильно поступать в различных ситуациях в соответствии с существующими правилами.  Огромное внимание к вопросам безопасности дают свои результаты – отсутствие воспитанников школы – интерната в числе участников ДТП. Повышение уровня профилактической работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних, устранение причин и условий им способствующих, систематическая  защита прав и законных интересов детей, формирование у детей твердых нравственных ориентиров и правовой культуры – все это кропотливая ежедневная работа  воспитателей  8 класс ( З.С.Краченко), 9 а класс (С.И. Фортуна, И.М. Шелестова),  9Б класс (О.Н.Коваленко, М.В.Першина).

Эффективно решается проблема самореализации воспитанников. Используются различные формы, методы. Одним из них является участие в общешкольных праздниках и линейках. Наиболее активными  были учащиеся 8 класса, воспитатели З.С.Краченко, В.В.Лапкина.

Основное содержание нравственного воспитания учащихся составляло формирование у них таких качеств, как чувство патриотизма, коллективизма и гуманизма.  В целях формирования социально-нравственных представлений, воспитания любви к истории родного края в течение 2011-2012 учебного года  в школе-интернате были проведены:

— Заочное путешествие по боевым дорогам малой Родины,

— акция «Герои живут рядом» (участие принимали все классы)

— КТД «Подвигу дедов – верны» (участие принимали все классы)

— «Этих дней не смолкнет слава» (участие принимали 5-10 класс).

Необходимо отметить системную работу в этом направлении И.Н.Рассказовой, Е.И.Харитоновой, З.С.Краченко, М.В.Першиной, Т.А.Ребенок.

Правовое воспитание включало  подготовку учащихся к соблюдению правовых требований и норм, принятых в современном обществе. Учащиеся знакомились с основными законами нашего государства, приучались к сознательному выполнению этих законов, к соблюдению общественного порядка. По этому направлению были осуществлены следующие мероприятия:

Правила общения; (участие принимали все классы)

-Правила поведения; (участие принимали все классы)

-«Я-гражданин»; (участие принимали 5-10 класс)

-«Права ребенка»; (участие принимали все классы)

-«Административная и уголовная ответственность»; (участие принимали 5-10 класс)

-Ассоциальное поведение» (участие принимали 5-10 класс).

 

Одним из важных факторов в воспитательной работе являлась  работа с родителями учащихся. Главный принцип, на основе которого строилась вся работа, раскрытие, положительных сторон личности ребенка, опираясь на которые можно оказывать ему помощь, заставить часть родителей изменить себя, свой образ жизни. В практику работы с родителями внедрялись разнообразные формы работы: посещение педагогами семей воспитанников, создание мобильной выездной группы, в которую входили: психолог, мед. работник, социальный педагог. Велся контроль посещений, с оформлением актов, проводились индивидуальные беседы с родителями по вопросам социально-психологической, юридической,  помощи.

В результате проводимой воспитательной работы, запланированные мероприятия в 2012-2013  учебном году были выполнены и анализ проделанной воспитательной работы показал:

  1. В школе-интернате практически отсутствуют учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины,   ребята с желанием посещают школу-интернат, охотно овладевают трудовыми умениями и навыками.
  2. В тесном взаимодействии работают малые педагогические коллективы: ежедневно, до занятий, подводятся итоги предыдущего дня, обсуждаются успехи и поступки воспитанников; причины неявки ребенка с немедленным подключением родителей; в учебных классах и спальных помещениях соблюдается и поддерживается чистота и порядок; каждая группа, согласно графику, дежурит по школе, обеспечивая сохранность интерьера и порядок в школе-интернате.

Однако необходимо отметить, что недостатки в воспитательном процессе, конечно же, есть. Нет системы в ведении диагностической работы по изучению детского коллектива для дальнейшего совершенствования воспитательной работы с детьми.

Анализ занятости детей позволил сделать вывод о том, что в школе не каждый ученик несет ответственность за классные и общешкольные дела, участвует в планировании, организации и проведении общешкольных, классных мероприятий.

Есть необходимость работать над повышением уровня воспитанности учащихся: как среднего звена, так и старших, формировать у детей основы культуры поведения. Еще не у всех учащихся сформировано чувство сознательной дисциплины, негативное влияние на отдельных учащихся оказывает социальная среда. Продолжает иметь место ряд правонарушений среди подростков. А это означает, что одной из главнейших задач воспитательной работы в новом учебном году должна стать работа, как с детьми, так и родителями по нравственному воспитанию.

На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать цели и  задачи на будущий учебный год:

ЦЕЛЬ:

Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих,  личностных  качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.

ЗАДАЧИ:

1) Вовлечение каждого ученика школы в воспитательный процесс

2) Развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества;

3) Развитие физически здоровой личности;

4)Повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства учителя для   сохранения стабильно положительных  результатов в обучении и воспитании учащихся

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ В  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЕ  НА  2013-2014  УЧЕБНЫЙ  ГОД:

.

 

Направление воспитательной работы

Задачи работы по данному направлению

Гражданско-патриотическое воспитание

1)    Формировать у учащихся любовь к Родине, Отечеству, гордость за героическое прошлое страны, подвиги предков,2)    Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство.3)    Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества,  малой Родины.

Художественно-эстетическое

воспитание

1)    Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности.2)    Создание условий для развития у учащихся творческих способностей.

Экологическое воспитание

1)    Изучение учащимися природы и истории родного края.2)    Формировать правильное отношение к окружающей среде.3)    Организация работы по совершенствованию туристских навыков.4)    Содействие в проведении исследовательской работы учащихся.5)    Проведение природоохранных акций.

Физкультурно-оздоровительное воспитание

1)    Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.2)    Популяризация занятий физической культурой и спортом.3)    Пропаганда здорового образа жизни

«Основы безопасности»

1)       Работу с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице и  в транспорте;2)       проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;3)       сотрудничество с другими учреждениями  по организации помощи в проведении работы, по обучению  правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Социализация и воспитание правовой культуры

 1) Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и нормативным правом,2)Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе.3)Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки,4)Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям,5)Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту.

6)Знать основополагающие документы по правам ребенка.

Методическая работа

1)    Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей;2)    Оказание методической помощи классным руководителям в работе с классом.

Работа кружков и спортивных секций

1)    Сохранение традиционно работающих кружков и секций;2)    Контроль за работой кружков и секций;3)    Увеличение сети кружков и секций.

Контроль за воспитательным процессом

1)    Соблюдать подотчетность всех частей воспитательного процесса.2)    Выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением.

 

 

Заместитель директора по ВР                                                       Симонова Н.В.