О функционировании нулевого класса

О функционировании «0» пропедевтико – диагностического, подготовительного класса в условиях специального коррекционного учреждения.

 

Условия воспитания ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии в предшествующий школе период оказывают самое непосредственное влияние на уровень его готовности к школе.

Оптимального уровня готовности к школе может достичь лишь ребенок, посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Поступающие в школу дети, не имея опыта посещения дошкольного учреждения, показывают, преимущественно, низкий уровень готовности и при низких показателях интеллектуального развития составляют основной контингент учащихся, дублирующих первый класс. Как правило, самый низкий уровень готовности к обучению, даже при относительно хорошем потенциале интеллектуального развития, показывают дети, не посещавшие дошкольные учреждения.

В настоящее время остро стоит проблема создания при дошкольных учреждениях коррекционных групп для детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Особенно заметна данная проблема в сельской местности.  Главенствующей проблемой остается и ранняя диагностика. В результате чего дети с проблемами в развитии не получают необходимую помощь специалистов в подготовке к школьному обучению, и при поступлении в школу с первого дня сталкиваются с проблемой  успеваемости.

В государственном специальном коррекционном образовательном учреждении школе — интернате VIII вида п. Ильского с 1994 года функционирует «0» пропедевтико – диагностический, подготовительный класс.

В подготовительный класс принимаются дети с недостаточным уровнем  подготовленности к обучению.

Цель подготовительного класса является также уточнение диагноза ребенка в процессе образовательной и лечебной работы, определение адекватности форм организации его обучения и воспитания

Задачи данного этапа:

  • Комплексное динамическое изучение ребенка;
  • Подготовка к этапу начального образования;
  • Выбор индивидуальных форм и методов коррекционной работы;
  • Взаимодействие с родителями по семейному воспитанию.

В «0» подготовительный класс дети поступают из детских дошкольных учреждений с целью подготовки к школе детей с проблемами в развитии и для более глубокой диагностики. Большая часть детей поступают из семьи, т.к. дошкольные учреждения, особенно в сельской местности, не имеют коррекционных групп для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

В «0» подготовительный класс направляются дети по рекомендации ПМПК для уточнения диагноза в динамике. Состав подготовительного класса может быть подвижным. В течение учебного года проводится диагностика и наблюдения по итогам, которых ребенок может переводиться в другие классы,  изменяться маршрут обучения и форма обучения. Дети поступают в данный класс в течение всего учебного года. Наполняемость подготовительного класса не должна превышать   6 – 8 человек.

Начало и конец учебного года, продолжительность каникул в «0» классе соответствуют срокам, установленным для 1 класса специальной школы  VIII вида.

При организации учебно-воспитательного процесса в «0» классе следует учесть:

—         у детей должен быть особый режим дня со строгим соблюдением охранительного педагогического режима;

—         правильное чередование учебных предметов с учетом умственной, физической и эмоциональной нагрузки;

—         щадящая дозировка домашних заданий и особенность, специфичность их содержания: игровая форма, получение сведений из наблюдений в экскурсии, игре и т.д.;

—         максимально правильное питание;

—         максимальное пребывание на воздухе;

—         наличие игровых комнат;

—         продолжительность уроков – 35 минут;

—         наличие перемен по 15 и 20 минут;

—         в Ш четверти вводится дополнительная каникулярная неделя;

—         возможно (по решению педсовета, Положению, Уставу) продление осенних и зимних каникул;

—         максимальное преподнесение учебного материала через игру (дидактическую, подвижную, игру сюжетно-ролевую, драматизацию, музыкально-ритмические игры, игры забавы и т.д.);

—         уроки в «0» подготовительном классе имеют по своему содержанию комбинированный характер: в одном уровне представляется материал, выявляющий начала знаний об окружающем мире, навыки письма (графика), чтения, счета.

Дети обучаются в «0» пропедевтико – диагностическом, подготовительном классе один год. Проведение дифференцированной диагностики и динамическое наблюдение в данном классе за ребенком создают условия для глубокого изучения.    По результатам диагностики ребенок представляется на ПМПК для определения дальнейшего маршрута обучения.

С 1994 по 2008 год обучение и динамическое наблюдение в пропедевтико- диагностическом, подготовительном классе прошло 189 детей. В результате диагностики каждому ребенку был определен дальнейший маршрут обучения.

Безымянный

 

В школе созданы условия для организации работы данного класса.        Классная аудитория оснащена определенным набором пособий и игрушек для организации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время существует два варианта образовательный программ для подготовительного класса.

Программы для 0-4 классов (для детей с нарушением интеллекта)// под ред.  Бгажнокова И.М.

«Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционного образовательного учреждения УШ вида» под руководством В.В.Воронковой.

ГСОУ школа– интернат VIII вида п. Ильского  работает по второму варианту программы. Календарно-тематическое планирование для «0»  пропедевтико – диагностического, подготовительного класса разрабатывается на основе «Программы для 0-4 класса (для детей с нарушением интеллекта)»// под ред. И.М. Бгажноковой.

Коррекционно – развивающая работа ведется учителем и специалистами школы. Коррекционные занятия с детьми проводятся как групповые, так и индивидуальные.

В настоящее время не существует учебников и пособий на печатной основе для работы с детьми в пропедевтико-диагностическом классе.

Поэтому,  разработала рабочую пропись по русскому языку «Пропись — раскраска». Данное пособие используется в первой четверти. Каждый лист в данной тетради соответствует тематике в календарно-тематическом планировании. В  структуре подбора заданий для рабочей лежат принцип последовательности – от простого к сложному. Цель данного пособия научить ребенка раскрашивать силуэты, проводить в различном направлении линии, штриховать. Кроме того, в этот период идет первое знакомство с понятием рабочая строка, в тетради есть элементы заданий на различение узкой и широкой строки. Все это помогает в дальнейшем в обучении письму. Кроме того, идет закрепление основных цветов и обучение умению использовать карандаш заданного цвета в раскрашивание рисунков. Поступая в наш класс, дети очень часто не могут держать карандаш, не способны с одинаковой силой давить на карандаш. В систематических тренировочных упражнениях вырабатываются данные умения.

Кроме, того  разрабатывается проект рабочей тетради по математики.

Данное пособие разработано в соответствии с программой для 0 – IV классов школы VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) М. 1997 г. н. р. Бгажнокова И.М. к. пс. н. доц. зав. лаб. ИКП РАО, по математике — автор Ульянцева М.Б.; н. с. ИКП РАО.

Рабочая тетрадь предназначена для пропедевтического периода обучения  математике.

Выделяются следующие блоки:

v Понятия величины

v Геометрические фигуры

v Соотношение множеств

v Части суток

v Пространственная ориентировка

v Знакомство с графическим образом цифр от 0 до 9.

v Количественный и порядковой счет

Задания направлены на закрепление навыков:

  • Раскрашивания
  • Штриховки
  • Умения работать в рабочей строке
  • Ориентировки в пространстве листа
  • Умение работать в тетради, определять задания.
  • Умения выполнять задания по инструкции педагога.

Содержание рабочей тетради направлено на коррекцию мышления, зрительного восприятия, памяти и других психических процессов.

Так, как дети поступают в «0» пропедевтико-диагностический, подготовительный класс с различным уровнем подготовки, то задания можно использовать дифференцировано с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Каждая страница рассчитана на два урока. Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по математике.

Так дети в классе с различным уровнем подготовки то задания используются с учетом индивидуальных особенностей детей, кто-то полностью выполняет задания, а кто-то из детей просто раскрашивают заданным цветом то или иной рисунок.

Задания подобранные различные по сложности. Работа в тетради требует от детей организованности умения работать в заданном темпе, по вербальной инструкции педагога.  Но каждому ребенку требуется дополнительная инструкция помощь.

Рабочие страницы по тематике «Знакомство с графическим образом цифры» построены все в одном исполнении. Как начинается со знакомства с графическим образом каждой цифры, обводка по образцу, счет точек, обводка печаткой цифры, письмо самостоятельно в заданной клеточке.

Затем дети выполняют задание №1. Письмо цифра по зрительному ориентиру. Задание № 2 – письмо цифр самостоятельно. Задача научить детей письму через клеточку, выполнять письмо в заданной последовательности.  Задания № 3, № 4 – помогают осуществлению коррекционных задач: развитие мышления, (анализ, синтез) восприятия, памяти.

На мой взгляд, такой образец тетради является подготовительным этапом в обучении  работы с учебником.

Очень трудно было в начале года приучить детей работать  только на одной стороне, но дети со временем адоптировались. Кроме того,  такое построение помогает корригировать ориентировку в пространстве, и различать правую и левую руку.

Работа в рабочих тетрадях сопровождается и работой в обычной тетради на уроках и на самоподготовке.

На мой взгляд, рабочая тетрадь с различными заданиями, множеством рисунков позволяет удерживать интерес ребенка к учебной деятельности, активизирует внимание.

Одна из главных задач данного класса, это проведение дифференциальной диагностики. Данная диагностика проводится учителем, работающим в классе и специалистами образовательного учреждения.

Так, например учитель проводится диагностические мероприятия по выявлению знаний сенсорных эталонов, временных понятий,  знания образа печатных букв, элементарные навыки счета.

Педагогом – психологом проводится экспресс – диагностика.

Учителем – дефектологом проводится ряд диагностических мероприятий по выявлению сформированности психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Данные полученные при диагностики обрабатываются и определяется уровень сформированности того или иного процесса. Затем все данные сводятся в единую систему и выявляются урони готовности учащихся с проблемами в развитии к школьному обучении.

Мы представляем пять уровней готовности к школьному обучению, на основании данных уровней, представляя учащегося на ПМПК в конце учебного года, соответственно дается рекомендация дальнейшего  маршрута обучения.

I уровень – обучение в общеобразовательной школе

II уровень – обучение по программе VII вида.

III уровень – обучение по программе школы VIII вида

IV уровень – обучение по программе школы VIII вида при оказании коррекционной индивидуальной помощи специалистов.

V  уровень – обучение в классах для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Организация данного класса позволяет не только подготовить к дальнейшему школьному обучению детей с проблемами в развитии, но  провести углубленную дифференциальную диагностику с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.