Программа воспитательной работы

 

bezymyannyj

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание.

Введение ………………………………………………………2

Нормативно-правовая база……………………………………3

Краткая информация об учреждении   ………….…………..4

Концептуальная часть………………………………………….6

Цели и задачи………………………………………………….10

Направления деятельности. Принципы. Ориентиры………..11

Модель воспитательной системы…………………………….13

Модель выпускника……………………………………………14

Управление воспитательной системой……………………….19

Практическая часть…………………………………………….23

Программа реализации…………………………………………26

Контрольная часть……………………………………………..28

Критерии отслеживания результатов функционирования

воспитательной системы………………………………………29

Циклограмма диагностики деятельности системы школы

на различных этапах…………………………………………….31

Список использованной литературы…………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

Программа воспитательной системы школы (ВСШ) направлена на достижение основной цели: организация  такой образовательной среды, которая предполагает возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей ребенка, к самостоятельной деятельности и эффективного накопления им личного опыта.

В программе определены цели, стратегия, основные направления, механизмы развития ВСШ, пути решения задач, направленных на раскрытие потенциальных возможностей личностей ученика и педагога, на создание условий для их реализации.

Программа ВСШ является открытой для качественных изменений,
корректировки целей и методов достижения, результатов на различных этапах с учетом изменяющихся общественных условий, так как развитие личности ребенка происходит не только в рамках учебно-воспитательного процесса, но и с включением в воспитание природной, социальной, материальной, предметно-эстетической среды.

Необходимость создания ВСШ была вызвана тем, что за последние годы в нашей школе выросло количество неполных семей, ухудшилось социально-экономическое положение семей.

№п\п       Соц. паспорт школы 2013г. 2014г.
1 Дети из неполных семей 55 чел. 56 чел.
2 Многодетные семьи 34 сем. 36 сем.
3 Дети из многодетных семей 62 чел. 68 чел.

 

Школа должна усилить свою функцию воспитательного центра.

В современных условиях воспитание и обучение ребенка, подготовка его к самореализации может быть успешно, если оно системно.

 

 

 

                               НОРМАТИВНО — ПРАВОВАЯ БАЗА

  • Конвенция ООН о правах ребенка. Конституция РФ. №1077-ФЗ от 23 октября 1993 года.
  • Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №252-ФЗ

от  21 июня 2011 года

  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» №56-ФЗ от 5 апреля 2013года.

-    Локальные акты  школы  (положение о классном руководстве,

положение о проведении классных часов в ГБС(К)ОУ, положение о

штабе воспитательной работы, положение о Совете Профилактики).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработку  воспитательной системы  оставить открытой в  период

апробации,  для изменений по результатам текущих диагностик.

    

 

 

 

  1. Краткая информация об учреждении

 

  • Краткая справка об истории образовательного учреждения.

Место нахождения: 353230  Краснодарский край, Северский район,

пос. Ильский, ул. Советская, 118.

☼  Здание  школы-интерната  расположено  на  месте  Казачьей  школы,  построенной  в  1896  году. 

☼   До  1973  года  школа-интернат  пребывала  в  различных  статусах:

  • начальной  четырёхлетней  школы;
  • семилетней  школы;
  • восьмилетней  школы.

☼    В   1973  году    восьмилетняя  образовательная  школа № 15  реорганизована  во  вспомогательную школу-интернат,  где были  открыты  первые  пять  классов – комплектов (1 – 5 классы).

☼    В  1982 году  введён  в  эксплуатацию  новый  спальный  корпус  на  108 ученических  мест.

☼      В  1994  году  вспомогательная  школа-интернат  получает  лицензию  и  статус  школы – центра  коррекционного  образования.

☼  В  1994  году  Ильская  школа-центр  коррекционного  образования заключает  Договор  с  ИКП  РАО  - институтом  коррекционной  педагогики  Российской  Академии  Образования  на  апробацию  экспериментального  учебного  плана  и  авторских  программ. Научный  руководитель: зав. лабораторией  содержания  и  методов  обучения  детей  с  нарушениями  интеллекта  ИКП  РАО, профессор  И.М. Бгажнокова.

☼  В 1993 году – введен в эксплуатацию новый учебный корпус на 145 ученических мест.

☼  В  течение  нескольких  лет  школа-интернат  находилась в творческом  поиске,  являлась опорной  в  крае  по отработке модели специальной школы нового  типа.

☼  В числе первых (с 1994 г.) в школе введены  в  штат  педагогических работников    дополнительные  должности:

  • социального педагога;
  • педагога — психолога;
  • заместителя директора по трудовому  обучению;
  • инструктора по физической культуре.

Открыты экспериментальные  классы,  группы: 

  • «0» — подготовительный, пропедевтико – диагностический класс;
  • класс для детей  со  сложной  структурой  дефекта;
  • класс для детей  с  глубоким  нарушением  интеллекта (ГУО);
  • группы постинтернатной углубленной  профессионально – трудовой  подготовки  с  педагогическим  патронажем.

☼  В  2000 году  Ильская  школа-центр  коррекционного  образования  переименована  в  Ильскую  муниципальную  специальную (коррекционную)  школу – интернат  VIII  вида.

☼    В   2001  году  

  1. Приказом департамента  образования  и  науки  Краснодарского  края  на  базе  Ильской  муниципальной  специальной  (коррекционной)  школы-интерната  VIII   вида Северского  района  открыта  краевая  экспериментальная  площадка  «Социально – трудовая  адаптация  детей  с  глубокими  интеллектуальными  нарушениями». 
  2. Научное руководство  экспериментальной  работой   в  Ильской  муниципальной специальной  (коррекционной)  школе-интернате  VIII  вида  с  2002 г. осуществляется  кафедрой  коррекционной  педагогики  и  спецпсихологии  Академии  повышения  квалификации  и  переподготовки  работников  образования  (АПК  и  ПРО)  Министерства  образования  РФ,  доцентом  кафедры,  к.п.н. А. Р. Маллером.

☼    В   2005  году   муниципальное специальное (коррекционное)  образовательное учреждение «школа-интернат VIII вида» принимает статус государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения школы-интерната VIII  вида пос. Ильского Краснодарского края.

☼    С 2011 года по 2014 год школа-интернат являлась базовой школой  Федеральной стажировочной площадкой по теме «Комплексное сопровождение учащихся в условиях государственного бюджетного специального  (коррекционного) образования».

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Концептуальная часть.

Приступая к работе над концепцией ВСШ, педагогический коллектив школы разработал модель ученика (выпускника), в которой качества личности рассматриваются по пяти  составляющим:

— познавательная деятельность,

— здоровье,

— культура личности,

— жизненная и нравственная позиция,

— семья и Отечество.

В отличие от традиционного подхода, в котором главной функцией воспитателя считается непосредственная организация деятельности детей и передача им в этой деятельности взрослого опыта, личностно — ориентированный подход отводит педагогу существенно иную роль. Эта роль заключается в организации такой образовательной среды, которая предполагает возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей ребенка, самостоятельной деятельности и эффективного накопления им личного опыта. Так меняется взгляд на роль и место педагога  в этом процессе.

Эти изменения поставили перед педагогическим коллективом задачу разработки форм и методов интеграции учебной и воспитательной деятельности. Использование воспитательных возможностей, проведение внеклассных мероприятий позволяет с одной стороны пробудить интерес учащихся к учебе, познанию нового; с другой стороны — позволяет обогатить методический арсенал воспитателя, дополняя его формами и методами, свойственными обычно внеклассным мероприятиям. Таким образом, происходит интеграция не только тематическая, но и дидактическая.

Вслед за этим изменяется и отношение в коллективе. Школьный воспитательный коллектив выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью. У большинства школьников и педагогов формируется «чувство школы», развиваются процессы формирования коллективного и индивидуального самосознания. Вообще заметно усиливается внимание ученического коллектива к личности. Личностный подход доминирует и в работе педагогов, развивается педагогика отношений.

В школе существуют свои механизмы воспроизводства. Она накапливает, аккумулирует и передает по наследству свои традиции. Возникает характерная черта всех хороших систем — социальное наследование.

Педагогический коллектив имеет новое качественное состояние. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на реализме, глубоком самоанализе, педагогическом творчестве.

Система совершенствования педагогического мастерства работников школы, использование активных форм и методов воспитания не могут не отразиться на качестве воспитанности  учащихся. А это должно повысить конкурентноспособность выпускников школы при продолжении ими дальнейшего обучения.

Как известно, выбор форм обучения, воспитания и типа познавательной деятельности учащихся во многом определяет стиль обучения, воспитания и отношения, которые возникают в деятельности. Поисковая, творческая работа формирует отношения сотрудничества, совместного освоения действительности. Подобные отношения, традиционно характеризующие внеурочную деятельность при ее продуманной организации, формируют дидактический стиль воспитателя. Он включает в себя: усиление творческого компонента образовательного процесса, использование научных методов исследования поставленной проблемы, перенос акцентов с фронтальной на индивидуальную работу учащихся. Активно внедряются личные творческие планы учеников. Воспитатель становится для ребенка наставником, старшим другом, открывающим окружающий мир, партнером для игр, объектом для подражания. В этих условиях педагог сам не может не быть личностью, доверенным лицом большой науки, нашедшей свое преломление в конкретном учебном материале. Главная цель педагога — разбудить любопытство ребенка, его познавательный интерес, сформировать на их базе систему познавательных мотивов и установок.

В том случае, когда в вектор учебной и воспитательной деятельности совпадает с векторами всех остальных видов деятельности школьника, происходит формирование единой системы, направленной на общее развитие личности ученика, а, следовательно, воспитательной системы.

Эти совпадения происходят, прежде всего, на уровне целей и ценностей образования. Совпадения определяют и формы организации воспитательного процесса во всех подсистемах школы. Так, игра, диалог, поиск, создание условий для самоанализа, возможность выбора, работы в подвижных, разносоставных коллективах и самостоятельно вполне соотносимы с формами организации познавательной деятельности в рамках урока. Благодаря этому, опыт, возникающий в процессе учения, оказывается востребованным и тогда, когда ребенок включается во внеурочную деятельность.

Педагогический коллектив путем гуманизации образования, выбором краеведения как основного направления воспитательной работы,

воспитывает у учащихся качества, предусмотренные моделью личности       выпускника в одной из 5-и составляющих: «Семья и Отечество»

1.Осознание ответственности перед своей семьей,  родом,  фамилией.

2.Желание и умение трудиться с пользой для себя и Родины

  1. Законопослушание.

4.Осознание себя, своей семьи как части Родины.

В этом мы видим один из подходов к решению проблемы социализации личности. Почти 100 лет назад П.Н. Наторн писал: «Человек становится человеком благодаря человеческой общности…, не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый — под многосторонними влияниями друг друга, непрестанно реагируя на эти влияния».

Наиболее успешна модель управления воспитательной системой школы, основанная на соуправлении всех звеньев, отвечающих за жизнедеятельность разных аспектов школьной жизни. При соуправлении демократические отношения становятся в центр воспитательных взаимодействий, которые основываются на индивидуальности личности. Приказы и предписания сменяются пониманием и рефлексией. Самоценность каждого учитывается и декларируется всеми.

При организации педагогического процесса педагогический коллектив учитывает специфику сельского социума, которая проявляется в следующем:

1.Социокультурная среда поселка более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане оказывают большое влияние на воспитание детей, не учитывать которое в процессе обучения и воспитания было бы ошибочно.

2.В поселке  в большей степени, чем в городе сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, отношение к Родине и природе. Сельская нравственно — этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение    к   семейным   традициям,    почитание    старших, уважение     к     людям     труда,     стремление     к     оказанию взаимопомощи.

3.Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается
углубленностью,   детальным   знанием   окружающих   людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах.

4.В поселке ограничены  возможности  для  самообразования  и
самостоятельного культурного роста: меньше кружков, секций и т. д. Жителям поселка сложнее попасть в музеи, театры.

 

 

 

 

 

                                       

 

                                             Цели и задачи.

Главная цель воспитательного процесса — организация такой образовательной среды, которая предполагает возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей ребенка, самостоятельной деятельности и эффективного накопления им личного опыта опираясь на следующие ценностные ориентиры:

 здоровье (физическое, психическое, социальное);

  • семью;
  • Отечество;
  • культуру (интеллектуальную и духовную).

 

Отсюда возникают основные концептуальные задачи:

 

  1. Добиваться осознания и принятия цели всеми сотрудниками, воспитанниками и родителями — участниками воспитательного процесса через коллективно-творческие дела (КТД).
  2. Разрабатывать и постоянно совершенствовать связь содержания и методов работы исходя из цели воспитательной системы.
  3. Закреплять гуманистические воспитательные отношения в разнообразных видах индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
  4. Создание детского объединения «Волонтеры».
  5. Совершенствование органов ученического соуправления.
  6. Продолжение работы, направленной на демократизацию процесса воспитания и обучения через создание нормативной базы, регламентирующей взаимоотношения субъектов образовательного процесса (ученик, родитель, воспитатель).

 

 

 

 

 

           Направления деятельности. Принципы.                       Ориентиры.

Воспитательная система ставит в центр внимания личность ребенка и направлена на создание наиболее благоприятных условий его развития.

Исходя из задач школы развитие личности ребенка и создание условий его самореализации, жизнедеятельность школьников организуется на следующих принципах:

Личностный подход — уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития, опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке.

Природосообразность — воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психических особенностей. Восприятие его как части природы, единственного и неповторимого, использования возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.

Педагогическая целесообразность — это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; определение, что нужно и как нужно сделать в данный момент.

Культуросообразность — рассматривается как формирование личности ребенка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействие с семьей, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи.

Принцип дифференциации — в обучении и воспитании предполагает создание условий для освоения знаний, оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых (прежде всего родителей и учителей) в воспитательном процессе.

Земля — общий дом человечества. Земля людей и живой природы. Педагоги должны помочь школьнику представить неделимость мира, осознать себя частью его.

Отечество — единственная Родина, доставшаяся человеку от предков. Задача педагогов — воспитание уважительного отношения к истории своего народа. Необходимо отказаться от вынесения приговора прошлому, которое поражает комплекс исторической неполноценности. Продуктивной является разработка идей малой родины, гордости за ее достижения, ревностного  отношения к качеству своего труда, готовности и умения делиться достигнутым для процветания России.

Семья — первый коллектив и естественная среда развития ребенка. Дети должны осознавать историю семьи как часть истории народа. Следует возрождать в людях чувства чести рода, связи поколений.

Труд — основа человеческого бытия. Задача педагога — сделать труд ребенка творческим, созидательным, воспитать у детей уважение к людям труда, учить благотворительности.

Знания достижению цели — развитие личности ученика. Задача педагога — создание такой учебной    ситуации,    когда    каждый    ученик    работает    на    уровне    своих интеллектуальных возможностей.

Культура — высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога — помочь воспитаннику в овладении материальной и духовной культурой.

Человек — высшая ценность. Ведущая цель воспитания — формирование всесторонне развитой личности. Задача педагога — выявление и развитие способностей ребенка, побуждение его к самовоспитанию. Цель — самореализация человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Модель воспитательной системы.

Сущность концепции нашей воспитательной системы в ее гуманистической направленности, в осознании ребенка субъектом воспитания и образования. Мы стремимся, чтобы каждый воспитанник осознал свою самоценность, овладел навыками самовоспитания, сформировал самосознание и сознательно подошел к самоопределению.

Педагогами школы разработаны программы, проекты, положения воспитания и комплекс мер по их реализации, рассчитанные на учащихся всех возрастов:  программа «Соленое тесто» (приложение №1), программа «Кубановедение» (приложение №2),  положение об организации деятельности волонтерского объединения «Пульс» (приложение №3), положение о школьном радио центре (приложение №4), положение о системе ученического соуправления «Лидер»  (приложение №5),  положение о детской организации «Солнышко» (положение №6), проект «Навечно памятью дано» (приложение №7).  Все эти программы, проекты, положения разрабатывались с целью обеспечить научно-методическую базу для работы по воспитанию учащегося, личность которого на выходе из школы соответствовала бы модели выпускника, разработанной педагогами школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

                                    

 

                                             МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА.

 

Примерная модель выпускника школы-интерната

Воспитательная система в школе-интернате охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь воспитанников, разнообразную деятельность и общение за пределами школы в едином образовательно-воспитательном пространстве школы-интерната. Цель воспитательной системы школы – интерната — поэтапное создание в школе — интернате условий для развития личности воспитанника. Это означает создание условий для решения каждой личностью на возрастном этапе трёх задач:

I  ЗВЕНО  — 1-4 кл. – самопознание,

II ЗВЕНО  — 5-8 кл. – самоопределение,

III ЗВЕНО — 9-10 кл. – самореализация.

  • Модель выпускника I звена

1.Уровень обученности:

Овладел соответственно возрасту основными учебными умениями и навыками, необходимыми для получения основного общего образования:

- учебными умениями и навыками:

а) умение внимательно воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень произвольного внимания;

б) составлять простой план деятельности, выделять главное;

в) осуществлять на уровне возраста логические приёмы мышления (сравнивать, анализировать, доказывать, запоминать);

д) обладать умением постановки учебной задачи;

-  обладать рефлексией (анализом, самоанализом, самоконтролем);

- обладать основными компонентами языкового и речевого развития (овладением основными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу);

-учебно-информационные умения:

а) умение правильно и выразительно читать, пользоваться учебником;

б) различать элементы книги (обложка, иллюстрация и т.д.);

- учебно-организационные умения:

а) владеть гигиеной учебного труда;

б) уметь готовить рабочее место к занятиям, пользоваться учебными принадлежностями;

в) руководствоваться режимом дня;

г) осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с педагогом, в группах).

2.Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью младшего школьника:

- начальные знания, умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:

а) умения и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, правила уборки помещений;

- уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера.

  1. Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья.

Овладел на уровне возраста знаниями и умениями здоровьесбережения:

а) знаниями и умениями соблюдения правил личной гигиены (уход за полостью рта, гигиена кожи, уход за волосами, руками, ногами, половыми органами и т.д.);

б) правилами, нормами предупреждения бытового, дорожно-транспортного травматизма, поведения на водоёмах;

в) знаниями опасности курения, алкоголизма;

г) знаниями роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека;

д) знаниями правил и последовательности выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, простейших комплексов для развития физических качеств и формирование правильной осанки.

4.Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной среды, человека и окружающего мира.

Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи, друзьями, со старшими.

Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения).

Уровень освоения поведенческого компонента (доброжелательность, открытость, толерантность, стремление к совместным играм и общению).

Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения.

Уровень сформированности культуры личности:

- культуры внешнего вида, одежды;

- первоначальные знания и умения основ экологической культуры (правила поведения в природе, охрана растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние человека на природу);

- восприятие и осознание ценностей музыки, народного творчества;

- уровень реализации творческого потенциала воспитанников через продукты детской деятельности: творчество, музыкально-театральная деятельность, ручной художественный труд.

Модель выпускника II звена

1.Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:

Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения:

 

а) знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

б) знание и соблюдение правил личной гигиены и обихода;

в) знание опасности курения, алкоголизма и т.д.

г) знание и владение основами физической культуры человека.

2.Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных

 с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его  мира:

- уровень сформированности  мотивационного, когнитивного, поведенческого, ценностно-смыслового аспекта, эмоционально-волевой регуляции процесса и результата компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями;

- уровень владения умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого, погашение конфликтов;

- уровень владения основами мобильности, социальной активности, умения адаптироваться в социуме;

- уровень владения знаниями, умениями, навыками общения: основами устного и письменного обучения, умением вести диалог, знанием и соблюдением традиций, этикета.

  1. Уровень сформированности компетенции, связанной с грамотностью:

- правовая культура человека (права и обязанности гражданина, свобода и ответственность за свои поступки);

- нормы и правила поведения в социуме;

- гражданский долг, чувство патриотизма к своей Родине, гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

- осознание собственной индивидуальности (социальной взрослости, уверенности в себе).

4.Уровень сформированности культуры личности:

- культуры внешнего вида, одежды, оформление жилища, рабочего места;

- экологической культуры;

-восприятия, понимания и использования литературы, искусства, музыки, народного изобразительного творчества.

Модель выпускника III звена

1.Уровень обученности, сформированность ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего профессионального образования, успешной трудовой деятельности.

2.Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:

Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения:

а) знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

б) знание опасности курения, алкоголизма;

в) знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;

г) знание особенностей физического, физиологического развития своего организма;

д) знание и владение основами физической культуры человека.

3.Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира:

-владение знаниями, умениями и навыками социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями;

- владения умениями и навыками сотрудничества, толерантности;

-владение основами мобильности, социальной активности, умением адаптироваться в социуме;

- владение знаниями, умениями и навыками общения (коммуникативная компетенция);

- основы устного и письменного общения, диалог, знание  и соблюдение традиций, этикета;

- владение знаниями, умениями и навыками, связанными с гражданственностью;

- знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; воспитание свободы и ответственности человека, уверенности в себе, чувства патриотизма к своей Родине, малой Родине, гордость за символы государства (герб, флаг, гимн).

4.Уровень сформированности культуры человека:

- знание и использование ценностей живописи, литературы, искусства, музыки;

- знание и использование истории цивилизации, собственной страны, религии;

- владение основами экологической культуры;

- знание ценностей бытия, жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

                                   Управление воспитательной системой.

 

 

 

 

 

 

Подразделения,  работающие над программой воспитания в школе-интернате

 

 

 

 

 

 

 

 

№п/п Подразделение Задачи воспитательной работы 2014-2015 год Задачи воспитательной работы 2015-2016 год Задачи воспитательной работы 2016-2017 год
1 Педагог — организатор Кочергина Юлия Николаевна Привлечь участников волонтерского объединения «Пульс» для работы над выпуском школьной газеты. Развивать соуправление и волонтерское объединение школьников, предоставляя им реальную возможность участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных  мероприятиях различной направленности. Создать картотеку сценариев общешкольных мероприятий.
2 Социальный – педагог Пищальникова Алла Давлетбиевна Организовать социально-педагогическое  сопровождение выбора профессии выпускникам школы-интерната. Подготовить материалы по изменениям в административном законадательстве, касающиеся курения в общественных местах.Взаимодействовать с центром занятости населения и оказывать помощь  по трудоустройству детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Сделать анализ источников и причин социально-педагогической и психологической дезадаптации учащихся. Изучение микросоциума детей.Провести        мониторинг уровня воспитанности учащихся за 2014-2017 год.
3 МО классных руководителей Создать информационно -педагогический банк собственных достижений Продолжить работу по повышению уровня воспитательского коллектива в области воспитания детей. Направить работу методического объединения классных руководителей на проведение открытых мероприятий методик повышающих мотивацию воспитанника и работу с родителями привлекая к работе в индивидуальном, плановом характере работу узких специалистов Всем классным руководителям активизировать работу  по  использованию интерактивной техники и мультимедийного оборудования в воспитательном процессе.
4 МО воспитателей Провести  работу с родительской общественностью о семейном воздействии в формировании социально одобряемого поведения у подростков. Отследить, предупредить  нарушения дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения   воспитанников в школе-интернате. Уделить должное внимание профилактике пропусков занятийучащимися без

уважительной причины с активным привлечением родительской общественности. (справка)

Создать картотеку сценариев внеклассных мероприятий для общего пользования педагогами.
5 ШВР Оказать методическую помощь воспитателям  в работе с детьми, требующими особого внимания. Усилить взаимодействие специалистов ШВР и классных руководителей со службами системы профилактики по профилактике беспризорности и правонарушений. Организация профилактической работы по предупреждению детского травматизма  в период каникулярного времени с оформлением стендов
6 Совет Профилактики Выявить учащихся  имеющих нарушения школьной дисциплины, склонных к вредным привычкам, замеченных в единичных пробах курения, вовлекать их в работу спортивных секций, провести индивидуальные занятия по изучению правил поведения школьника. Оформить информационный стенд по вопросам реализации Закона № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», на котором размещены: разъяснения основных положений Закона № 1539, оперативная информация о ходе реализации детского закона, сменные рубрики, телефоны доверия, памятки, буклеты для родителей и учащихся. Осуществлялась рейдовая работа в вечернее время с целью выявления нарушения Закона № 1539. Провести проверку занятости детей и подростков группы риска в кружках и секциях
7 Совет отцов Привлекать родительскую общественность  для участия в школьных, конкурсах, выставках,  фестивалях различной направленности. Привлекать родительскую общественность  для участия в районных, конкурсах, выставках,  фестивалях различной направленности. Привлекать родительскую общественность  для участия в краевых конкурсах, выставках,  фестивалях различной направленности.
8 Доп. образование Привлечь  к занятиям спортом максимальное число учащихся, в том числе  требующих особого педагогического внимания.  Повысить качество дополнительного образования и его активность в районных, краевых конкурсах.  Развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора.

 

Практическая часть.

I этап

Становление — с 01.09 2014 по 01.09.2015г.

II этап

Отработка модели и содержания деятельности — с 01.09.2015

по 01.09.2016г.

III этап

Завершающий с 01.09. 2016г. по 01.09.2017г.

Этапы реализации.  

           I этап 

Становление — с 01.09 2014 по 01.09.2016г.

Цель:   Создание    воспитательного    коллектива школы    как единства   педагогов, родителей, друзей школы и воспитанников.

Результаты этапа:

  1. Осознание цели участниками образовательного процесса.
  2. Переход учебной деятельности во внеурочную и наоборот.
  3. Выбор основной педагогической технологией методику КТД.
  4. Разработка модели управления воспитательной системой.

Пути достижения  результатов.

  1. Регулярные обсуждения педагогами, родителями, учащимися и общественностью особенностей концепции воспитательной системы.
  2. Включение детей в разработку концепции воспитательной системы через обсуждение концепции, общешкольные средства массовой информации.
  3. Создание малого педагогического совета, являющегося оперативным штабом по созданию воспитательной системы.
  4. Использование воспитательных возможностей учебных предметов на уроке и в КТД. Разработка проектов деятельности — ориентация их на решение воспитательных задач.
  5. Создание системы методической помощи педагогам по вопросам воспитания.

 

II этап  

Отработка модели и содержания деятельности — с 01.09.2016

по 01.09.2017г.

Цель:

Создание действующих органов ученического соуправления, различных временных коллективов, одновозрастных и межвозрастных объединений. Повышение роли соуправления воспитательной системой.

Ожидаемые результаты этапа.

  • Активизация работы социального педагога с целью обучения педагогов особенностям демократического стиля общения с учащимися.
  • Сохранение традиций школы и рождение новых традиций.
  • Корректировка модели воспитательной системы.
  • Отработка разнообразных форм, методов и приемов, обеспечивающих интеграцию учебной и внеучебной деятельности.

Пути достижения ожидаемых результатов.

  • Проведение семинаров и индивидуальных консультаций социальным педагогом для педагогов школы и школьного актива.
  • Проведение традиционных мероприятий школы. Создание школьной пресс-службы.
  • Проведение коллективного планирования, выполнения и коллективного подведения итогов (рефлексии).
  • Разработка структуры ученического соуправления.
  • Методическая и организационно-педагогическая работа учебно-воспитательных центров как координаторов в осуществлении интеграции учебной и внеучебной деятельности.

                                                       

                                                      

                                                              Ш этап

                      Завершающий с 01.09. 2017г. по 01.09.2018г.

Цели:

  1. Максимальное развитие личности ученика и подготовка к самореализации в жизни с опорой на следующие ценностные ориентиры:
  • здоровье (физическое, психическое, социальное);
  • семью;
  • Отечество;
  • культуру (интеллектуальную и духовную).
  1. Утверждение принципа соуправления  в  качестве управления  школой  как воспитательной системой.

Ожидаемые результаты этапа.

  1. Интеграция учебной и внеучебной деятельности.
  2. Поддерживание устойчиво позитивного отношения к учебе, к школе.
  3. Возрастание интенсивности соуправления и саморегуляции.
  4. Сформированное «чувство школы»   у   всех  участников   воспитательного процесса.
  5. Социальное наследование.

Пути достижения ожидаемого результата.

  1. Разработка методического обеспечения нетрадиционных уроков и предметных внеклассных мероприятий. Создание «Банка педагогических находок».
  2. Отслеживание психологического климата в коллективе участников воспитательного процесса.
  3. Доминирование личностного подхода в работе педагогов. Поддержка формирования коллективного и индивидуального самосознания.
  4. Поддержка полезных инициатив участников воспитательного процесса.
  5. Сохранение принципа традиционности при планировании воспитательной работы школы.

 Программа реализации.

Программа реализации I этапа.

  • Проведение родительских собраний, собраний трудового коллектива, собраний ученического актива по вопросам концептуальных задач воспитательной системы.
  • Корректировка планов работы, ориентиро­вание их на решение воспитательных задач.
  • Проведение зам. дир. по ВР консультаций для педагогов по вопросам концепции воспитательной системы.
  • Разработка модели управления воспитательной системой.

Программа реализации II этапа.

  • Проведение школьных семинаров для педагогов школы
  • Проведение традиционных мероприятий
  • Проведение коллективного планирования, выпол­нения и коллективного подведения итогов тематических классных собраний.
  • Отслеживание психологического состояния участников воспитательного процесса.
  • Выпуск  школьной газеты.

 

Программа реализации III этапа.

  • Создание картотеки со сценариями традиционных школьных мероприятий.
  • Формирование «Банка педагогических находок» методических разработок нетрадиционных уроков.
  • Расширение круга вопросов, которые решают органы ученического соуправления.
  • Регулярное проведение старшеклассниками воспи­тательных мероприятий для младших школьников, работа разновозрастных групп.
  • Ознакомление младших школьников с комплексом традиционных школьных дел.
  • Ведение летописи школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная часть.

 

Ожидаемые результаты функционирования воспитательной системы.

 

  1. Создание гуманистической воспитательной системы.
  2. Интеграция учебной и внеучебной деятельности.
  3. Создание воспитательного коллектива школы как единого воспитательного коллектива (педагогов, родителей, друзей школы) и коллектива воспитанников.
  4. Овладение педагогами методикой КТД.
  5. Создание действующих органов ученического соуправления, детских объединений.
  6. Рождение новых традиций.
  7. Сформированность «чувства, школы — дома» у всех участников воспитательного процесса.
  8. Социальное наследие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Критерии отслеживания ожидаемых результатов функционирования                воспитательной системы.

Ожидаемые результаты Критерии отслеживания результата Методики
Создание  гуманистической воспитательной системы.  Характер отношений между участниками учебно-воспитательного процесса
Интеграция учебной и внеучебной деятельности.  Рост познавательной активности учащихся.Наличие высокой мотивации в учебе.

Расширение кругозора учащихся.

Самореализация в разных видах творчества.

Самоопределение после окончания школы.

Анализ результативности участия во внеклассной работе.Анкета и т.д.

 

Создание воспитательного коллектива школы как единого воспитательного коллектива (педагогов, родителей, друзей школы) и коллектива воспитанников.  Единые требования педагогов и родителей к ребенку.Участие детей, родителей, учителей в мероприятиях.

Нравственные ценности.

Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Методика М.И. Рожковой «Изучение социализированности личности».Методика Л.В. Байбородовой «Ситуация выбора».

 

Создание действующих органов ученического соуправления, детских объединений.  Эффективность деятельности органов, объединений.Расширение круга вопросов, самостоятельно решаемых детьми. Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся» 
Рождение новых традиций.  Появление и существование новых традиций. Наблюдение.
Сформированность «чувства школы» у всех участников воспитательного процесса.  Выступление «За честь школы»Гордость за свою школу.

Гордость за достижения выпускников своей школы.

Наличие педагогических династий.

Результативность.
Социальное наследие.  Живучесть школьных традиций. Соблюдение школьных традиций.

 

 

 

 

 

 

 

                                      Циклограмма диагностики

деятельности системы школы на различных этапах.

 

 

Ступень Виддиагностики Цель
1 ступень ПервичнаяПромежуточная

Итоговая

Получение знаний об индивидуальных особенностях воспитанияОпределение динамики и тенденций развития детей.

Определение достижений ребенка как ученика, члена коллектива, семьи, жителя села, гражданина России.

2ступень ПервичнаяПромежуточная

Итоговая

Определение степени адаптации учащихся к новым условиям и их изменения.Определение динамики и тенденций развития детей.

Определение достижений ребенка как ученика, члена коллектива, семьи, жителя села, гражданина России.

3 ступень Первичная 

Итоговая

Определение уровня развития и индивидуальных особенностей учащихся.Определение степени социализации и самореализации личности выпускников различных социальных сфер, соответствие школьников образу выпускника.

 

Принятие управленческих решений Аналитическая работа Формы диагностики
Обработка результатов Выявление закономерностей           Определение динамики развития                      Определение проблем   Отслеживание достижений

 

Наблюдение        Анализ результатов деятельности              Опрос общественного мнения           Анкетирование Тестирование

 

 

                         Список использованной литературы

 

1.Байбородова Л.В.  и др.  Изучение  эффективности  воспитательной  системы  школы  —  Псков,  1994.

 

2.Байкова  Л.А.  и  др.  Справочник  заместителя  директора  школы  по  воспитательной  работе  —  М.,  1999.

 

3.Классный  руководитель,  1999-2004г.г.

 

4.Лебедева  Н.П.  Школа  и  здоровье  учащихся  — Минск , 1998.

 

  1. Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы с педагогически запущенными детьми. – Мн.: Изд. ООО «Краско-Принт», 2001.

 

6.Степанов  Е.Н.,  Лузина Л.М.  Педагогу  о  современных  подходах  и  концепциях  воспитания  —  М.,  2002.

 

7.Степанов  Е.Н.  Планирование  воспитательной  работы  в  классе  —

М.,  2002.