Развиваем память



Развиваем память!
Очень часто родители обращаются с жалобой на «плохую память» у ребёнка. Проведя диагностику, специалист составляет план индивидуальной коррекционно-развивающей работы. При этом даже при регулярном посещении занятий, эффективность работы определяется дополнительной самостоятельной работой с ребёнком дома. Частота и регулярность выполнения заданий, предлагаемых специалистом, является залогов успеха, в данном случае, обучения и развития ребёнка.
Ниже приведён перечень упражнений, способствующих развитию памяти. При этом необходимо помнить о соблюдении следующих правил их проведения для достижения максимального результата:
• проводить упражнения регулярно
Выделить определённое время в течение дня, которое Вы можете провести вместе с ребёнком для выполнения упражнений. Включить это время в режим дня ребёнка так же, как утреннею зарядку, чистку зубов, то есть, как нечто обязательное и само собой разумеющееся.
• проводить несколько раз в течение дня по несколько минут
Тренировки не должны занимать много времени. Намного важнее, чтобы упражнение выполнялось, как можно чаще. Лучше три подхода по 5 минут, чем один раз в день по 15 минут. Желательно, чтобы перерывы между тренировками в течение дня не превышали 2-х часов (наиболее оптимальный вариант – перерывы по 15-20 минут)
• проводить в игровой форме
Упражнения должны вызывать интерес у ребёнка. Зачастую, сами по себе упражнения не привлекательны, поэтому, чтобы вызвать интерес необходима определённая форма предъявления упражнения, а именно игровая. Играть с ребёнком – весьма непростое дело. Тем не менее, создать, например, ситуацию соревнования при выполнении задания по силам любому родителю (например, «кто быстрее») или использовать роли (поиграть в превращение в животных, любимых героев).
1. Игра «Что изменилось»
Перед ребёнком (в зависимости от возраста) на столе раскладываются от трёх до двенадцати картинок или игрушек, предметов, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза, затем меняют местоположение картинок, предметов, просят открыть глаза и сказать, что изменилось.
Примечание: чтобы повысить интерес ребёнка к заданию, можно рассказать короткую сказочную историю про эти предметы. Например, что перед ним ингредиенты, необходимые волшебнику для приготовления определённого эликсира, и злая колдунья перепутала их, чтобы помешать волшебнику, а ты (ребёнок) сможешь ему помочь.
Использование сказочных сюжетов создает определённую атмосферу, что способствует повышению интереса и активности ребёнка во время задания.
2. Игра «Цепочка действий»
Ребёнку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Это может быть любая последовательность действий. Так можно играть в учителя танцев, когда ребёнку предлагается запомнить несколько движений, чтобы выучить танец («танцевать» может только руками или ногами или всем телом). Продемонстрируйте последовательность движений («Смотри на меня, делай, как я!») или назовите словесно одно за другим («Подпрыгнуть, пройти вперёд и т.д.») (выполнение осуществляется аналогично заданию «Порядок чисел»). Лучше начинать с крупных движений, потом переходить к более сложным, мелким.
3. Игра «Вспомни и покажи».
Ребёнку предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахального петуха и т.д.).
4. Игра «По порядку»
Перед ребёнком ставятся несколько предметов или картинок. Он их называет. Потом предметы или изображения закрываются экраном. Взрослый называет несколько предметов. После чего экран убирается и ребёнку необходимо показать пальцем (не называя) предметы или изображения в точной последовательности (по порядку).
5. Игра «Шахматы».
На доске шахматной расположить фигурки (маленькие игрушки) определённым образом (количество от 1 до 10). Предложить ребёнку посмотреть в течении 5 сек., далее – убрать фигуры, а ребёнку на второй половине поля воспроизвести расположение фигурок.
6. Игра «Порядок Чисел».
Взрослый называет последовательность чисел (цепочка от 2 до 6-ти чисел). Например, 1-5, 5-7, 2-5-8, 3-7-5, 8-9-2-7, 3-1-4-9, 5-7-2-4-9-4-3 и т.п. Ребёнку необходимо повторить последовательность сначала из двух, трёх, четырёх и т.д. всегда надо идти по пути усложнения, от самого просто к сложному. В начале, взрослый даёт 3-4 последовательности из 2-х чисел, потом 3-4 из 3-х, 3-4 из 4-х и т.д.